Лето 7531 от С.М.З.Х.
Главная » Автомобильные новости

Характеристики бензина. Что должен знать о бензине каждый автомобилист

Характеристики бензинаОдним из основных эксплуатационных свойств бензина является детонационная стойкость. 

Детонация - это процесс очень быстрого сгорания рабочей смеси (взрывной) с образованием в камере сгорания ударных волн. 

Влияние детонации на работу двигателя

Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Внешние признаки детонации - характерный металлический стук и вибрация, черный цвет отработавших газов (дым), неровная работа двигателя. 

Главным признаком детонации служит резкий звонкий стук в двигателе, который хорошо слышен с места водителя. Многие водители полагают, что это стучат поршневые пальцы. В действительности источником этих звуков являются вибрации деталей двигателя от действия детонационной (ударной)волны. 

Основные причины возникновения детонации: несоответствие сорта бензина степени сжатия двигателя (слишком низкое октановое число), раннее зажигание, большое количество нагара в камере сгорания, работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и низкой частоте вращения коленчатого вала, что бывает, например, при движении на подъеме «внатяг», когда водитель своевременно не перешел на низшую передачу. 

Длительная работа двигателя с интенсивной детонацией недопустима, так как это может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Однако незначительная детонация, которая сопровождается кратковременным, быстро исчезающим стуком в начале разгона автомобиля при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки, считается нормальным явлением и не представляет опасности для двигателя. 

Детонационные свойства бензина определяются октановым числом, которое в свою очередь измеряется двумя методами - исследовательским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместе с октановым числом указывается и метод, по которому оно определено (буква И - исследовательский). 

Чем выше октановое число, тем больше стойкость бензина к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двигателя, а следовательно, и больше мощность и экономичность.
 
Высокооктановые бензины получают двумя способами: сложным технологическим - увеличивают долю высокооктановых компонентов при производстве (неэтилированный бензин); более простым и дешевым способом - путем добавки к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин). 

В развитых странах этилированные бензины не используются. 

Этиловая жидкость - это концентрат химических соединений свинца. Она, как и этилированный бензин, чрезвычайно токсична, оказывает отравляющее действие на организм человека. 

Используя этилированный бензин, будьте очень осторожны. Тетраэтилсвинец (а за границей еще и тетраметилсвинец) существенно повышает детонационную стойкость. Его для этого и добавляют. Но на автомобилях, оснащенных лямбдазондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором), этилированный бензин использовать нельзя - свинец быстро выводит их из строя. 

Маркировка бензина

В СНГ в настоящее время производят бензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов. 

Все этилированные бензины окрашивают: А-72 - розовый; А-76 - желтый; АИ-93 - оранжево-красный; АИ-98 - синий. 

За рубежом основными являются две марки бензина: «Премиум» (1-й сорт, октановое число 97-98) и «Регуляр» (2-й сорт, октановое число 90-94). В Англии, США и некоторых других странах выпускается также бензин «Супер» (октановое число 99-102).

Рекомендации по применению сортов бензина

Для легковых автомобилей зарубежного производства используйте бензин с октановым числом не менее 91 -92, для автомобилей 90-х годов рекомендуется применять бензин с октановым числом не менее 94. 

Качество бензина, кроме фактического значения октанового числа, определяется степенью загрязнения механическими примесями, содержанием кислот, щелочей, органических соединений, сернистых соединений. 

К сожалению, производимые в СНГ бензины на АЗС часто имеют пониженное качество по указанным выше показателям. В результате, при сгорании топлива возникают детонационные процессы (заниженное фактическое октановое число); повышается интенсивность износа двигателя (механические примеси), усиливается смолообразование и нагарообразование, коррозионное воздействие на детали. 

Топливная система должна быть обязательно оборудована фильтром тонкой очистки, за состоянием которого необходимо следить и периодически заменять. Учитывая невысокое качество отечественного бензина, период замены фильтра тонкой очистки - 10000- 15000 км. Полезно 1 раз в год промывать топливный бак. 

Для двигателей с впрыском и катализатором используйте бензин не хуже АИ-95 неэтилированный или малоэтилированный. 

Как влияет хранение бензина на его качества

При длительном хранении бензина его качество снижается. Обычно на одну-две единицы уменьшается октановое число и возрастает количество смол за счет окисления углеводородов, которые входят в состав бензина. 

Смолы, содержащиеся в бензине, образуют вязкие, липкие соединения коричневого цвета, которые оседают на всех деталях, соприкасающихся с бензином или его парами (на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенках топливного бака и т. п.), что нарушает взаимодействие деталей и систем двигателя. 

На процессы окисления бензина оказывает влияние ряд факторов. Медь и ее сплавы сильно ускоряют окисление, поэтому бензин в баке автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая сетка, окисляется быстрее, чем в железной канистре. Способствует окислению и свободный доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессы окисления протекают значительно интенсивнее, чем зимой. 

При длительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкости теряется легколетучий бромистый этил - вещество, которое входит в состав этиловой жидкости и «выносит» оксиды свинца из камеры сгорания. Через некоторое время бромистого этила может остаться в бензине так мало, что он не сможет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании такого бензина может сильно возрасти нагарообразование в двигателе. 

Таким образом, бензин лучше всего сохраняется в плотно закрытой таре и в прохладном месте. Для этой цели пригодны канистры и подобные им емкости. 

В средней климатической зоне бензин может храниться в плотно закрытых канистрах без существенной потери качества до 12 месяцев, а в баке автомобиля - не более 6 месяцев. Для северных районов сроки увеличиваются в 1,5-2 раза, а для южных - сокращаются вдвое. 

Качество бензина, снизившееся в результате длительного хранения, можно улучшить, смешав бензин с двойным, тройным или большим количеством свежего бензина такого же сорта. Полученная смесь по качеству близка к свежему бензину.

Плотность бензина

Плотность бензина служит одним из показателей, по которому можно определить качество и эксплуатационные свойства данного вида топлива. Эта характеристика непосредственно зависит от фракционного и химического состава горючего, и поэтому иногда позволяет выявить фальсифицированные нефтепродукты. Показатель измеряется в килограммах на кубический метр и обычно находится в интервале от 720 кг/м3 до 780 кг/м3. 

Для измерения плотности бензина существует специальный прибор - нефтеденсиметр. Это несложное устройство внешне похоже на поплавок и имеет шкалу с делениями, цена деления составляет 10 кг/м3. Измерения проводятся обычно при температуре 20 градусов по Цельсию. Если температура ниже или выше этой отметки, то делают поправку, так как вязкость горючего изменяется в зависимости от температурного режима. 

Показания нефтеденсиметра даже для одной марки топлива могут колебаться, так как горючее не имеет постоянной величины плотности. Пределы изменений показателя стандартизованы и имеют следующие значения: для марки А80 - от 730 до 750 кг/м3, для Аи-93 - А-98 - от 748 до 770 кг/м3. Благодаря тому, что добавление различных примесей в состав топлива существенно изменяет его химический состав, становится возможным определить фальсификат. 

Знание плотности бензина позволяет не только определить его марку (довольно приблизительно), но и переводить весовые единицы измерения топлива (килограммы) в объемные (литры) при его доставке на АЗС. Данный показатель можно измерять не только при помощи нефтеденсиметра или, как его еще называют, ареометра. Существуют также пикнометрический метод, метод гидростатического взвешивания, а относительно недавно появились и успешно развиваются более современные и точные методы: вибрационные, ультразвуковые, радиоизотопные, гидростатические.

Использованы материалы сайта bymotors.info

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями!

Категория: Автомобильные новости | Просмотров: 3867 | Дата: 04.11.2014